Масса и личность в политико-философской концепции И.В.Сталина (в Сталинской демократической модели)

Секретарь-координатор
Большевистской платформы в КПСС,
канд. филос. наук
Т.Хабарова

Выступление
на Международной научно-практической
конференции
«Время о роли масс и личности в истории»
(к 130-летию со дня рождения И.В.Сталина)

Москва, 25 декабря 2009г.

УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ,

мне хотелось бы предложенную для обсуждения проблему повернуть вот под каким углом.

В представленном нам проспекте конференции предлагается «роль личности в истории» обсуждать на материале деятельности, – но таким образом и личности, – в основном самого И.В.Сталина.

Между тем, личность имеется ведь не только у вождей. Она имеется у каждого из тех, кто составляет вторую сторону антитезы – массу. Более того, не кто иной, как наши классики, – В.И.Ленин и И.В.Сталин, – всячески подчёркивали, что масса способна сыграть действительно решающую роль в истории лишь в той мере, в какой каждый из составляющих её индивидов начинает осознавать себя, вот именно, личностью. Появление у массы Вождя – это, в сущности, сигнал и симптом как раз вот этого «проклёвывания личности» в каждом из её участников, сигнал и симптом необходимого субъектного созревания народа, в массовом порядке, для свершения великого исторического Дела. У стада ни Вождя, ни Дела не бывает. Творит историю лишь масса, обретшая, – в той или иной степени, – историческое самосознание, а то, что она таковое обрела, как раз и находит себе выражение в образовании у неё Вождя.

В.И.Ленин считал, – как известно, – высшим «методом исторического творчества народа» революцию: периоды «непосредственной политической деятельности “простонародья”», «когда именно просыпается мысль и разум миллионов забитых людей, просыпается не для чтения только книжек, а для дела, живого, человеческого дела, для исторического творчества».[1]

Вопрос, который не сразу, но неотвратимо поднимается из глубин этого ленинского прозрения: это судьба революции после революции. Ну, если это вершина исторической творчественности народа, то не может же и не должно творческое начало в народе померкнуть, спуститься на более низкую ступень после того как революция сама по себе, так сказать, отшумела. Речь-то ведь идёт о нашей, пролетарской революции.

Революционный потенциал народа (т.е., его творческий потенциал в своём наивысшем выражении) должен, сохраняя полностью свою энергетику, облечься в какие-то новые внешние формы. Иначе говоря, после революции революция должна быть институционализирована.

Вот эту сложнейшую, головоломную проблему протекания революции в институциональной форме и решил И.В.Сталин в своей демократической модели, – как мы давно уже, где-то с 1990-х годов, её называем.[2] Правда, это решение на концептуальном уровне, оно пока ещё не нашло себе непосредственного практически-политического воплощения, но его историческая значимость и перспективность этим не умаляются. А проблема запредельная по своей трудности; мировой коммунизм бился над ней весь двадцатый век, достаточно вспомнить хотя бы Мао Цзэдуна с его идеей «продолжения революции при диктатуре пролетариата».

Перед Сталиным проблема эта предстала в своём, политически едва ли не наиболее озабочивающем и безотлагательном облике: как вопрос о создании механизма оппозиционности в рамках государства диктатуры пролетариата. Ведь без оппозиции – т.е., без обратной связи в политическом организме – никакая государственность, в том числе и диктатура пролетариата, существовать не может.

Но единственным известным на тот момент способом организации политической обратной связи в обществе являлась многопартийность.

Однако, И.В.Сталин бесконечно проницательней других своих современников и соратников разглядел, что многопартийность, это не есть средство выражения разномыслия в государстве вообще, но только лишь средство выражения разномыслия на буржуазный лад. Диктатура пролетариата есть государственность идеократическая, она монопартийна не ситуативно, не тактически, она монопартийна в принципе. При ней правящая партия не может приходить во власть и уходить от власти, ибо её уход от власти тут же обернётся сменой общественного строя.

Иными словами, при социализме партии – или, шире, группе – как фактору оппозиционности надо искать равноценный по эффективности эквивалент.

И такой эквивалент Сталиным был найден. Как на главный оппонирующий власти фактор в государстве диктатуры пролетариата он указал на ЛИЧНОСТЬ, на личность рядового трудящегося, рядового советского гражданина. Это открытие, воистину эпохального масштаба, было им сделано в его политико-философской концепции – в программе развёртывания массовой критики снизу, массовой низовой критически- творческой инициативы.

«А что требуется для того, чтобы развязать силы и способности рабочего класса и вообще трудящихся и дать им возможность приобрести навыки к управлению страной? Для этого требуется… проведение лозунга критики снизу недостатков и ошибок нашей работы. Если рабочие используют возможность открыто и прямо критиковать недостатки в работе, улучшать нашу работу и двигать её вперёд, то что это значит? Это значит, что рабочие становятся активными участниками в деле руководства страной, хозяйством, промышленностью».[3]

Большевистская платформа, – как выше было сказано, – уже давно предложила трактовать концепцию «массовой критики снизу» как сталинскую демократическую модель. В ней Сталин являет нам себя ещё в одной, причём наисовременнейшей ипостаси своего гения: как первооткрыватель, вместе с В.И.Лениным, всемирноисторически нового типа демократии. Это демократия непредставительная, демократия ленинского «поголовного участия в управлении», где полноправным, суверенным агентом политического действия в стране, наравне с любыми структурами и группами, станет самостоятельная, созидательно-критичная ЛИЧНОСТЬ рядового гражданина. Необходимо только подчеркнуть, что личность в своей роли оппонирующего фактора должна быть мощно, всесторонне защищена во всех аспектах её критического волеизъявления – защищена и на уровне конституционном, общеправовом, и нормами правоприменительного законодательства.

Не касаясь теорий «отмирания государства», – а оно, надо полагать, долго ещё никуда не денется, – в этих рамках величайшие умы, начиная с Жан-Жака Руссо, если не раньше, не сомневались, что будущее человечества – это демократия как раз непредставительная, личностная, «поголовная».

И мы можем только гордиться, что путь к этому вдохновляющему идеалу проложила Советская власть, а наиболее конкретный и реалистичный, наиболее близкий к осуществлению его проект сформулирован светочами марксистской, коммунистической мысли.


[1] В.И.Ленин. ПСС, т. 12, стр.316, 326–329.

[2] См. об этом: Т.Хабарова. КПСС: большевизировать, но теперь придётся ещё и воссоздать; Программное заявление Большевистской платформы в КПСС к XX конференции и XXIX съезду КПСС. В кн.: Материалы Второй межрегиональной конференции сторонников Большевистской платформы в КПСС (Москва, 3 октября 1992г.). М., «Палея», 1992; Т.Хабарова. И.В.Сталин и проблемы развития социалистической демократии. Выступление на IX заседании политклуба Московского центра БП в КПСС 21 декабря 1994г. Информбюллетень «Светоч» №38, сентябрь 1996г. – январь 1997г., также «Советы граждан СССР» /г. Ростов-на-Дону/ №5, декабрь 2006г.; Т.Хабарова. Власть и знание. Выступление на XVII заседании политклуба Московского центра БП в КПСС 6 сентября 1995г. В кн.: Т.Хабарова. Большевизм сегодня: уроки, проблемы, перспективы (К 100-летию II съезда РСДРП). М. –Арзамас-16, 2007; Т.Хабарова. Идеология решает всё. Доклад на Расширенном пленуме Оргкомитета БП в КПСС 13 июля 1996г. «Светоч» №37, июнь – август 1996г.; Большевистская платформа в КПСС – 2001. Программное заявление. Принято на Третьей межрегиональной конференции сторонников Платформы (Москва, 14 июля 2001г.). В кн.: Возрождение СССР – единственный шанс для страны и мира. Движение граждан СССР, Арзамас-16, 2006; Т.Хабарова. Большевизм сегодня: уроки, проблемы, перспективы (К 100-летию II съезда РСДРП). Выступление на XXX заседании политклуба Московского центра БП в КПСС 14 августа 2003г. В кн.: Т.Хабарова. Большевизм сегодня: уроки, проблемы, перспективы (К 100-летию II съезда РСДРП). М. –Арзамас-16, 2007. И др.

[3] И.Сталин. Соч., т. 11. Гослитиздат, М., 1952, стр.37.


Короткая ссылка на этот материал: http://cccp-kpss.su/891
Этот материал на cccp-kpss.narod.ru

ArabicChinese (Simplified)DutchEnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish